Пятница, 26.04.2024, 00:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [2]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 4
Друзья сайта
[Vox.com.ua] Портал українця Топ Україна, Рейтинг та каталог українських веб-сайтів
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Интродукция тропических растений
Главная » Файлы » Мои файлы

ЖИВЫЕ ЖЕМЧУЖИНЫ УКРАИНЫ или красота без границ
[ Скачать с сервера (44.7 Kb) ] 06.10.2009, 17:14

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

 

Это объяснение с читателем необходимо для налаживания взаимопонимания, установления взаимосвязи.

Возникла необходимость без спешки, так как Природа не терпит ее, поделиться с читателем увиденным и прочувствованным при общении с растениями, которые волею судьбы попали в Украину, в Донбасс, и были размещены под стеклянной крышей в оранжереях Донецкого ботанического сада НАН Украины.

Новое местожительство (произрастание) для многих переселенцев оказалось не совсем подходящим, но, наряду с этим, большинство их приспособилось к новым условиям, к соседству представителей из разных материков и стран на одной терри¬тории. На небольших участках встретились растения Австралии и Африки, Америки и Индии, Японии и Новой Зеландии и т. п. Растения, как и доброжелательные люди, могут произрастать рядом, хотя истинные, родные им регионы, далеко отстоят друг от друга.

Сразу оговорю: книга не претендует на то, чтобы охватить как можно больше разных растений. Описание и рассказ касаются лишь тех представителей флор Земли, которые неизвестны массовому читатели, которые поражают своим великолепием или, наоборот, скромной красотой, без которой не было бы Вселенной. Не было стремления дать всеобъемлющую картину жизни растений в оранжереях, а лишь отдельные заметки по освоению человеком флор Земли, его чаяния, надежды и неисчерпаемые возможности растений по воздействию на людей. Хотелось бы, чтобы каждый, кто прочтет эту книгу, не думал о превосходстве над Природой, а искал с ней согласия, оберегал ее и заботился о ней, так как именно в ней безграничная красота жизни и будущее планеты Земля.

Из всех природных богатств Земли растения занимают место особое, так как именно им мы обязаны в значительной мере своим достатком, здоровьем и здоровым духом. Очевидно, не будет преувеличением сказать, что живые растения — это тот величайший связывающий фактор, который стоит между человеком и космосом.

Растения являются мощным источником кислорода, естественным фильтром, очищающим атмосферу от вредных газов и углекислоты; величайшей формирующей силой, благодаря которой человек является человеком, существом высшей организации на Земле, способным созидать, создавать и сохранять красоту. Черпая при общении с растениями духовные силы, человек становится красивее, добрее, энергичнее, богаче, так как нарушения этой связи влекут за собой рост сердечно-сосудистых и нервных заболеваний, увеличение психозов и других печальных явлений. Поэтому общение с растениями является непременным условием нормальной жизнедеятельности современного человека. Наше здоровье и настроение, острота ума во многом зависят от общения с растениями на природе — в лесу, в поле, в степи, т. д. и в помещениях — в жилом доме, в офисе, в спортивном зале и т. п. Неоценимы и другие полезности растений — удовольствие от созерцания неповторимой красоты, созданной Природой. Каждое растение — это одновременно художественная композиция, скульптура и картина.

Хотелось бы, если это удалось, с помощью искусства величайшего Мастера планеты, Природы, пробудить желание глубже и шире познавать растительный мир, выйдя далеко за рамки этой книги.

Главными хранителями и пропагандистами сокровищ Флоры на планете являются ботанические сады.

Донецкий ботанический сад НАН Украины находится в ряду крупнейших ботанических садов мира. Общий фонд растений в коллекциях ДБС НАН Украины составляет более 5000 образцов и, в том числе, более 1200 видов и культиваров из тропической и субтропической зон всех стран и континентов. Экспозиции и коллекции теплолюбивых растений размещены в фондовых оранжереях на площади 1590 м2. Прекрасно сказал об этих растениях И. А. Бунин:

 

Их взрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из-за синих морей;

Их не пугают метели холодные,

Бурные грозы и свежесть ночей.

 

Каждая оранжерея (всех их пять) — это одновременно величественный храм и художественный музей. Каждый входящий в него испытывает восхищение и неразгаданность, совершенство и простоту, великолепие, богатство и заурядность, торжество жизни и незащищенность, гениальность и обычность, таинственность и открытость, настороженность и скрытность, но все укрепляют свой дух, ощущая обновление души и мыслей. Великий А. Гумбольдт писал, что «созерцание свободного, полного сил растительного мира освежает и укрепляет дух человека».

Для всего человечества планеты, независимо от цвета кожи и вероисповеданий, существует одна общая икона — Флора. В последней работе о флоре Байкальской Сибири выдающийся ученый-ботаник, художник в душе, М. Г. Попов писал, что Флора, богиня цветов и весны, получила свое название на берегах Средиземного моря, где горячее солнце, а морская волна ласкова и, набегая на песчаный берег, оставляет после своего набега белую пену. Из этой пены и рождаются снежно-белые цветки панкрация. Жители древней Эллады называли ее Хлорис (Земная), а более грубый язык латинян превратил это название во Флору (Цветковая). Эллины представляли ее вечно юной девушкой, никогда не стареющей. Косы ее были украшены венком из ветвей вечнозеленого дуба, пылающих красных цветков амариллиса; стройный стан и плечи обвил плющ; на месте грудей — полные спелые грозди винограда; в руках две корзины, наполненные сине-черными оливами и душистыми фигами. После утомительного жаркого и сухого лета Флора засыпала на зиму, а весной пробуждалась, направляя свою улыбку к огненной колеснице солнечного бога, высоко катящейся по небосводу. Хлорис-Флора пахла фиалками, гиацинтами, лавандой, розовыми и золотисто-желтыми цветками шиповников и далее — «Нитки, из которых сплетено тело флоры и ее одежда, натуралисты называют естественно-историческими, или биологическими, видами».

Ни древние люди, ни современный человек не существовали и не могут жить без растений ни в радости, ни в горе, ни в повседневной жизни. Растения — это сама жизнь планеты. Рукописи древнейших захоронений свидетельствуют, что неандертальцы иракского Курдистана, жившие 100000—60000 лет назад, умерших покрывали цветами; во Франции, на стенах древних пещер, найдены рисунки, свидетельствующие о развитых эстетических потребностях человека — возлюбленной преподносились гирлянды из цветов. В языческой Европе был распространен культ деревьев. Например, у греков символом Аполлона был лавр, олива олицетворяла Минерву, мирт считался священным деревом Афродиты. В Италии строго запрещалось рубить кипарисы. В Риме, в качестве священного дерева, выращивалось фиговое дерево Ромула (инжир), почиталось на протяжении многих веков, и увядание его наводило ужас на весь город, В Индонезии, на острове Бали, до сих пор у балийцев существует обычай приносить цветы в дар богам, а женщины любят ими украшать себя. В Украине до сих пор венцом национального костюма является венок на голове девушки.

Очарование и красота растений, их цветков, всегда волновали человека. Не остались в стороне поэты, музыканты и художники, так как все они наибольшие ее ценители, наиболее тонко чувствуют эстетику природных явлений. В этом плане следует сказать о голландцах, которые, после ряда успешных войн и укрепления своих государственных позиций в мире, в XVII веке серьезно стали изучать растения своих колоний, собирать их и коллекционировать (Южная Африка — Кейптаун, Азия — Бирма, Индия, Шри-Ланка). Художники Голландии обратились к цветам и плодам, стали писать их и были первыми в этом жанре. Это Амброзий Бос (1565—1621), изображающий букеты с цветами, которые никогда не цветут одновременно; Ян ван Хайсам (1682—1749) писал разные цветы; Уильям Кальф (1619—1693), Абрахам Бейерен (1620—1690) — выдающиеся живописцы, рисовавшие фрукты (виноград, инжир, лимоны, гранаты и др.). Любовь к растениям у голландцев выражалась во всем — собирательстве, разведении, выведении новых растений (селекции), выращивании. Все это сохранилось до наших дней и сделало Голландию ведущей страной в мире по выращиванию и созданию живой красоты. Более того, цветы в Голландии стали играть еще и важную роль в ее экономике.

Научные зарисовки растений и цветов впервые выполнила Марианна Норт, и в 1882 году великолепная их коллекция из 850 картин была подарена Национальному ботаническому саду в Кью (Англия, Лондон), где они до сих пор хранятся. Эти картины, помимо научной, имеют огромную эстетическую ценность.

Наряду с живописью, рисованием, растения изображали, ваяли скульпторы. Самым древним скульптурным .изображением растительности Индии является произведение, названное «Калпаврикша». Оно создано в Беснагаре в III веке до н. э. (сейчас находится в музее в Калькутте). «Это мифическое дерево желания, которое дарит человеку пищу, питье, одежду, украшения и даже красивых девушек. Судя по всему, дерево это — баньян. У его подножия видны кувшины, мешки с деньгами, раковина, из которой сыплются монеты, и цветок лотоса», — так описывает один из видов фикуса, изображенного в скульптуре, М. Рандхава в книге «Сады через века».

Вступая в жизнь, человек должен обращать свой лик, прежде всего, к солнцу и растениям, постигать их и любить, как любила их народная художница Украины Екатерина Билокур. Она не копировала в своих картинах растения, цветы, а с их помощью творила поэзию, особо оригинальную фантазию, не лишенную глубин философского восприятия природы, заключающую сказку и реальность, как, например, на полотнах «Привет урожаю» (1946), «Буйная» (1944—1947) и натюрморт «Свеколка» (1959), другие.

Задачей этого альбома, созданного усилиями ботаников и молодых, начинающих художников Донбасса, является ознакомление специалистов и широкого .круга читателей с наиболее интересными, знакомыми и неизвестными растениями тропических и субтропических стран, произрастающими на донецкой земле в фондовых оранжереях Донецкого ботанического сада НАН Украины.

Краткие сведения о растениях, изображенных художниками Донецкого художественного училища и сотрудниками НБС НАН Украины, даны в текстовой части к рисункам.

Свой альбом мы назвали «Живые жемчужины Украины или красота без границ», так как жемчужины очень разные и все прекрасны, как прекрасны растения и их цветки.

Жемчуг (ед. число жемчужина) — округлые или неправильной формы образования, возникающие при отложении слоев арагонита вокруг какого-либо (чаще инородного) центра в мантийной полости моллюсков, имеющих раковины с внутренним перламутровым слоем. Благодаря несколько различной ориентировке кристалликов, поверхность слоев приобретает шелковистый, матовый, переливчатый, радужный блеск. Цвет разнообразный: редко чисто белый, чаще белый с розоватым опенком, бледно-зеленый;   известны синие, зеленые, фиолетовые и черные жемчужины.

Жемчуг атласский, или шпат атласный — просвечивающийся волокнистый белый гипс с шелковистым отливом.

Жемчуг бамбуковый, или табашир, табашир-опал. Образования, находимые в междоузлиях бамбука — белые, голубовато-белые, просвечивающиеся и непрозрачные.

Жемчуг бароке, или жемчуг барокко, парагона. Жемчужины неправильной формы. От французского слова «baroque» — неправильный, причудливый.

Жемчуг блистер — жемчужина, приросшая к раковине.

Жемчуг бургиньонский — стеклянная имитация жемчуга — полые шарики, покрытые изнутри «жемчужной эссенцией» и заполненные для веса песком. Назван по месту выработки — г. Бургинвону (Франция).

Жемчуг бурмитский — морской жемчуг высокого качества, добывавшийся в древнем Ормузде на побережье Персидского залива.

Жемчуг кафский (кафимский) — морской жемчуг, назван по г. Кафа (современная Феодосия), через который шла торговля.   Старинное торговое название.

Жемчуг пещерный — округлые образования арагонита, образующиеся в карстовых пещерных водоемах и водотоках. Белый, непрозрачный, обычно с шероховатой поверхностью.

Жемчуг русский — речной жемчуг. Старинное торговое название.

Жемчуг скатный (устар.) — жемчужины, имеющие форму, близкую к идеальной сферической, и потому «скатывающиеся» при малейшей неровности.

Жемчуг черный — черные или очень темного цвета жемчужины (коричневые, темно-синие, сине-зеленые, зеленые, темно-фиолетовые), с ясным металлическим блеском.

Жемчужная пыль — мелкие жемчужинки массой менее 0,01 карата.

Жемчужный гран — жемчужины в виде зерен, крупинок.

Жемчужный гранат — андрадит янтарно-бурого цвета.

Жемчужный корунд — корунд с иризацией. Цвет разнообразен.

Жемчужный шпат (устар.) — доломит с перламутровым блеском.

Но как не прекрасен и разнообразен жемчуг, растения еще разнообразнее и великолепнее по форме, окраске и содержанию. Вы в этом убедитесь, перелистывая страницу за страницей.

Некоторые виды растений овеяны легендами, а легенды могут родиться в душах красивых людей. Появившись, легенды сами воздействуют на людей, обогащая их духовно, наделяя силой жизни. Легенды помогали и помогают видеть и творить добро даже тогда, когда человеку бывает очень трудно в сложнейших перипетиях жизни. Человеку дан разум, благодаря которому сделано много удивительных открытий и еще больше их впереди.

Максим Рыльский завещал нам: «Любите, цените, берегите природу — вечный источник нашей жизни и нашего творчества», а Юрий Нагибин так отозвался об этом: «Надо сердцем постигнуть мудрое устройство природы, ее силу и ее хрупкость, могущество ее законов и ее незащищенность».

Нельзя нам, людям, забывать о растениях, отделять от них свою жизнь, так как «Отак під небом недосяжним і безмежним ростуть і родяться звірята, люди і рослини», — так написал Богдан Игорь Антонич в стихотворении «Життя по-грецьки біос».

И. П. Горницкая

Категория: Мои файлы | Добавил: Vinni
Просмотров: 1685 | Загрузок: 153 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 Инна  
0
К сожалению, я не могу скачать книги с этой страницы. Можно ли как-то скачать выложенные Вами книги?

Имя *:
Email *:
Код *:
Бесплатный конструктор сайтов - uCozCopyright MyCorp © 2024